
Условия поставки Инкотермс 2020: определения, особенности, преимущества

International commercial terms или Инкотермс 2020 – набор специальных обозначений для ключевых правил, устанавливающих ответственность участников ВЭД в процессе логистики. Он позволяет избежать неопределенности при толковании, установлении одинаковых логистических терминов в различных юрисдикциях, нивелировать отклонения в законах, особенностях работы госорганов и торговых обычаях всех стран мира. Инкотермс сводит к минимуму трудности технического перевода при заключении сделок и упрощает процедуры международных перевозок.
Определение терминов Инкотермс
Базисы Инкотермс определяют основные условия перевозки, в т.ч. место передачи груза и момент перехода официальных рисков к покупателю от продавца. Они описывают распределение обязанностей между сторонами сделки — по страхованию, прохождению таможенных процедур совершению погрузочно-разгрузочных работ. Официальные базисы содержат данные об обязательстве сторон в отношении груза, ТС, ответственности перевозчика, совершении декларирования.
Важно. Если клиент выбирает определенный регламент, он автоматически соглашается с указанными положениями и осуществляет свою работу с учетом его требований, указаний, особенностей.
Нормы Инкотермс в 2024 году признают суды более 100 государств. По этой причине любой арбитраж в Америке или странах Европы который станет разбирать нарушения договоров в области логистики, исходит непосредственно из комментариев и разъяснений, уточненных в Incoterms.
Условия поставки Incoterms 2020
- группа E (предусматривает самовывоз): EXW;
- группа F (с оплатой перевозки конечным покупателем, клиентом): FAS, FCA, FOB;
- группа C (с оплатой перевозки поставщиком, продавцом): CFR, CIF, CPT, CIP;
- группа D (использует доставку): DPU, DAP, DDP.
Для любого вида, видов транспорта применимы: CIP, DPU, DAP, EXW, FCA, СРТ, DDP. Исключительно для морских, водных перевозок используются: FAS, FOB, CFR, CIF.
С 01.01.20 действует новая усовершенствованная версия правил Инкотермс-2020. Акт был составлен ICC на основании текста предшествующей редакции Incoterms 2010, предложений участников внешнеэкономической деятельности и опыта внедрения остальных, более ранних версий 1936-2000. Одна редакция, в большинстве случаев, действует около 10 лет, т.е. пересмотр Инкотермс ожидается в 2029 году, а выход следующей обновленной редакции планируется на 2030 год.
Т.к. данные правила могут применяться сторонами подписанного внешнеторгового контракта в более ранней версии, важно, чтобы участники сделки указывали в тексте заключаемого контракта основные сведения. Это позволит избежать недоразумений и проблем, возникающих при взаимодействии сторон при международных логистических операциях.
Условия поставки EXW
В рамках EXW продавец исполняет ключевые обязательства по торговому контракту, когда отдает продукцию в распоряжение контрагенту на своем предприятии. Фактически клиент забирает продукт самовывозом, но продавец вправе не загружать товарную партию на ТС от получателя, а также осуществлять действия, так или иначе связанные с таможенным оформлением и страхованием. В рамках EXW покупатель обязан:
- забрать нужный продукт, груз со склада продавца;
- пройти таможню в стране нахождения продавца;
- получить разрешение на вывоз товара;
- погрузить продукцию на свой транспорт;
- осуществить доставку груза в свое государство;
- пройти таможню на ввоз товара;
- доставить товар до получателя.
Условия EXW подходят для доставки продукции любым транспортом, в т.ч. для смешанных перевозок и перемещения с использованием собственного парка покупателя без привлечения сторонних компаний-перевозчиков. Договорная цена EXW в инвойсе включает конечную стоимость продукции без учета финансовых расходов по оформлению и доставке.
Важно. Фактически термин EXW в Incoterms 2020 изменен не были. Он полностью соответствует редакции от 2010 года.
Базис EXW предлагает довольно сложные условия для импортера. При работе с ним необходимо заранее проверять доступность склада и особенности прохождения пограничного контроля на выезде.
Условия поставки FCA
Правила, условия FCA определяют главные обязанности и права сторон в ходе международной реализации товара, его транспортировки, таможенного оформления. Они определяют основное место перехода груза от поставщика к покупателю и определяют риски для всех сторон сделки. Более подробно об обязанностях участников процедуры по условиям FCA рассказывается в таблице ниже.
Обязанности продавца | Обязанности покупателя |
Доставка до указанного места погрузки в транспорт перевозчика. Проведение экспортной таможенной очистки с оплатой пошлин и внесением сопутствующих платежей. |
Несение расходов на доставку груза до границы. Таможенное оформление на импорт. Транспортировка до конечного пункта назначения. |
Базис FCA в новом Инкотермс-2020 был частично изменен, скорректирован. Согласно новой редакции, покупатель может заранее дать указание грузоперевозчику об оформлении коносамента с пометкой о приеме товара на борту и передаче его продавцу. Это не запрещено правилами международной торговли.
Условие FCA подходят для перевозок вне зависимости от вида используемого транспорта. В частности, они могут использоваться при смешанной (мультимодальной) доставке.
Условия поставки FAS
В рамках FAS продавец обязан осуществить таможенное оформление на экспорт, перевезти товар на указанный второй стороной причал и разместить готовую партию около судна, указанного по договору. После выполнения указанных действий ответственность за транспортируемый груз переходит на покупателя, который должен:
- загрузить товар на судно;
- осуществить морской фрахт;
- выгрузить продукцию с судна и доставить ее до места растаможки;
- оформить страховку;
- произвести таможенное оформление импорта.
Базис поставки FAS подходит, если продавец может разместить груз вдоль корабля. Если такая возможность отсутствует, следует использовать иные правила Инкотермс. FAS практически не был изменен в новой редакции свода правил, в т.ч. из-за своей непопулярности на международном рынке.
Ключевые отличия условий поставки FCA и FAS
Критерий | FCA | FAS |
Тип транспорта | Любой | Только морской или речной |
Место передачи | Любое место, указанное покупателем | Вдоль борта судна в порту отгрузки |
Риски | Переходят после передачи перевозчику | Переходят, когда груз размещен у борта судна |
Гибкость | Больше (применимо к любому транспорту | Ограничено морским транспортом |
Условия поставки FOB
Международные условия поставки FOB предусматривают исполнение продавцом своих обязательств тогда, когда он передает покупателю груз, размещенный на борту судна и выпущенный в рамках процедуры экспорта таможней. Он несет основные расходы по доставке оформляемого товара на борт судна вне зависимости от его состава и характеристик. При этом покупатель обязан:
- разгрузить судно в порту прибытия;
- оплатить транспортировку по морю – с момента попадания груза на борт;
- произвести таможенное оформление импорта с оплатой всех требуемых пошлин;
- организовать доставку товара до склада назначения по договору.
Переход рисков к клиенту от продавца происходит после того как груз попал на борт судна. Это состояние фиксируется отметкой о приеме в коносаменте — специальном документе, который удостоверяет, что морской или внутренний речной перевозчик получил товар и обязуется доставить его по договору адресату.
Договорная цена FOB включает конечную стоимость продукции при экспортном оформлении, оплату вывозных государственных пошлин, затраты на доставку продукции в порт и платежи за работу по загрузке на судно – без учета фрахта. В отношении ценообразования и других важных параметров базиса никаких изменений в Incoterms 2020 внесено не было – условия FOB остались в прежней редакции.
Условия поставки CFR
Базис CFR в международной торговле предполагает переход ответственности за продукцию от продавца\поставщика к покупателю после ее передачи на судно в порту отправления. Т.е. продавец берет на себя расходы по оформлению груза на территории своего государства, в т.ч. государственные пошлины при экспорте и фрахт на корабле. Покупатель, в свою очередь, оплачивает страховку и несет последующие расходы, включая растаможку в стране прибытия, разгрузку с корабля, перевозку.
Важно. Это условие в Инкотермс-2020 изменено не было.
При использовании международного базиса CFR могут возникнуть сложности с прохождением российской таможни. Программа предусматривает включение всех расходов в таможенную стоимость продукта – при этом импортеры часто пытаются спрятать часть из них для снижения базы для расчета государственных пошлин.
Условия поставки CIF
Условия CIF включает в 3 термина: «стоимость», «фрахт», «страхование». Расшифровка указывает на ответственность поставщика в моменте оплаты расходов, в которые входит:
- оплата перевозки до порта, назначенного и выбранного покупателем;
- страхование товара и его последующая разгрузка;
- таможенная очистка от экспортных пошлин.
Цена CIF означает то, что продавец по закону несет полностью все расходы по доставке продукции в согласованный порт отгрузки\отправки, страхованию, погрузке, перевозке до порта, пункта назначения. Т.е. после размещения груза на корабле все риски переходят на покупателя. Если во время транспортировки продукция затонет, намокнет, потеряется, повредится, вопросы со страховщиком клиент будет решать самостоятельно, без привлечения продавца – вне зависимости от причины возникновения претензий.
Важно. Разгрузка при CIF оплачивается дополнительно – она не входит в общую сумму.
Правилами Инкотермс-2020 для этого базиса устанавливается максимально возможный уровень покрытия от любых рисков на протяжении всей доставки, при котором размер планируемой страховой суммы составляет не менее 110% от полной стоимости контракта. Норма объясняется тем, что CIP применяется преимущественно при выполнении мультимодальных грузоперевозок промышленных машин, оборудования и прочих сложных механизмов, транспортировка которых требует страхования от всевозможных рисков утери, повреждения. В контракте участники сделки могут согласовать иной уровень покрытия – это не запрещено регламентом.
Условия поставки CPT
Условия CPT официально включают обязательства экспортера по внесению оплаты за фрахт до выбранного порта назначения, где поставщик передает груз согласованному сторонами перевозчику. Они предусматривают обязательства получателя:
- оплатить товар по договору;
- организовать доставку груза перевозчиком;
- принять риски, связанные с транспортировкой от места приемки груза до пункта разгрузки;
- растаможить груз;
- принять груз;
- известить поставщика об окончании процедуры.
Условия Incoterms CPT гарантируют распределение между контрагентами рисков, связанных с транспортировкой продукта. До передачи груза первому перевозчику, который организует доставку в требуемый терминал, ответственность за продукт несет поставщик.
Условия поставки DAP
Нормы DAP четко прописывают обязанности продавца и покупателя. Первый оплачивает таможенные процедуры, вывозные пошлины, транспортировку до пункта назначения. Покупатель при этом обязуется разгрузить, оплатить таможню и пошлины на ввоз. По регламенту переход рисков от продавца проходит при передаче продукции в пункте назначения. DAP отличается от CPT фактическим моментом перехода рисков. По его условиям продавец отвечает за груз, пока клиент не получит его в выбранной точке. В Инкотермс от 2020 года регламент DAP остался неизменным.
Условия поставки DPU
Базис DPU включает обязанности продавца по своевременной оплате таможенных процедур, перевозке товара по адресу покупателя и разгрузке. Переход всех рисков происходит после доставки и передачи товара клиенту. DPU — это единственный термин Инкотермс, в котором есть обязанность продавца выгрузить продукцию в стране клиента. Если при разгрузке с продукцией что-то случится в дороге, отвечать будет поставщик. Обязанности покупателя в этом базисе включают оплату таможенных процедур и ввозных госпошлин.
DPU в Инкотермс-2020 – это самый новый базис, заменивший DAT. Оба регламента поставки почти идентичны по содержанию, кроме момента фактического завершения транспортировки и места назначения:
- В рамках DAT из Инкотермс 2020 поставка считалась полностью завершенной после непосредственной выгрузки и приемки продукции покупателем в установленном терминале.
- При DPU поставка признается завершенной после непосредственной выгрузки и приемки груза клиентом в любом оговоренном месте.
В Инкотермс-2020 термин DPU - единственное правило, условие, где за разгрузку в месте назначения отвечает непосредственно поставщик, продавец. Эта возможность согласовать конкретный пункт доставки существенно увеличивает гибкость использования базиса и повышает его популярность на рынке.
Условия поставки DDP
DDP – это стандартная поставка с оплатой пошлин. В рамках использования этого базиса продавец оплачивает все расходы, включая фрахт, страховку, пошлины, налоги и таможенные сборы в России. Покупатель просто принимает груз на своем складе, не участвуя в логистических или таможенных процессах.
DDP – это самый комфортный базис для покупателя. Он не был изменен в редакции 2020 года – регламент можно использовать при перевозках любым транспортом.
Страхование груза по Инкотермс
В большинстве базисов, условий Инкотермс — кроме группы С — нет точного однозначного обязательства по страхованию груза одной из сторон. Покупатель и продавец при переговорах могут решить указанный вопрос и зафиксировать данные в контракте. В регламентах CIP, CIF обязанность по страховке возложена на продавца. При оформлении страхового полиса в других категориях важно проследить, правильно ли указаны данные инвойса, стоимость товарной партии, количество продукции, вид транспорта, номер ТС или рейса — для авиаперевозок.
Отличия Incoterms 2020 от 2010 – основные положения
Incoterms-2020 – это свод уточненных правил, отражающих актуальные точные требования, условия международной торговли. К его основным отличиям от редакции 2010 можно отнести:
- Замену DAT с возможностью доставки до терминала на DPU с транспортировкой до места выгрузки.
- Изменение страхового покрытия для CIP.
- Учет возможностей организации транспортировки продукции собственным транспортом.
- Детальное уточнение моментов перехода основных рисков от продавца к покупателю –отдельно для всех базисов.
- Необходимость соблюдения требований ТБ, связанных с транспортом при доставке до места назначения – в статьях A4/B4.
- Перечисление затрат, которые могут возникнуть в ходе купли-продажи для каждого из регламентов поставки отдельно, в т.ч. расходы на обеспечение безопасности транспорта и определение стороны, ответственной за их уплату.
Использование Incoterms 2020 и включение его положений в договор продажи конкретных перевозимых товаров определяет обязанности участников, которые касаются вопросов рисков, стоимости, организации транспортировки и таможенного оформления, обеспечивая снижение вероятности возникновения юридических осложнений. Новая редакция Инкотермс была издана, чтобы удалить лишние, устаревшие базисы поставки, которые вызывают недопонимание и не применяются при описании торговых терминов. Также документ позволил более четко разъяснить правила проведения поставок для импортеров и экспортеров по международным, межнациональным договорам купли-продажи.
Но изменения и корректировки, внесенные в Инкотермс-2020, не меняют структуру прежних взаимоотношений ВЭД. По сравнению с предыдущей редакцией, текст нового регламента был лишь немного дополнен сносками, уточнениями, разъяснениями.
Актуальность Инкотермс-2010
Последней актуальной версией официального свода норм и правил международной торговли признается Incoterms-2020. Однако участники ВЭД могут пользоваться базисами поставки из других версий: 2010 и 2000. Согласно инструкциям ICC, чтобы продолжить использовать условия предыдущих редакций, контрагентам, при заключении контракта, нужно кроме базиса указать применяемую версию правил по следующему шаблону: «[Нужный базис] [порт/населенный пункт или иное место передачи продукции] Инкотермс [год используемой редакции]». Эти рекомендации актуальны для всех стран.
Если покупатель и продавец не знают, как правильно оформить перевозку по регламенту Incoterms-2020, 2010, 2000, они могут обратиться в специализированную транспортную компанию. Сотрудники логистической фирмы проанализируют параметры сделки и составят все нужные документы с учетом норм международного законодательства. Для оформления заказа можно оставить заявку на официальном сайте перевозчика или позвонить по телефону колл-центра.

Если у вас остались вопросы, мы ответим
напишите нам, мыответим в самое ближайшее время